Не такие как все. Как в истории вк сделать время

26.04.2024

1) В теол. и религ.-филос. учениях: аналог «конца света», учение о к-ром разработано в т.н. эсхатологических религиях (зороастризм, иудаизм, христианство, ислам). Особенность данных представлений заключается в том, что К.и. мыслится не только как мировая трагедия, «конец вещей мира сего», но и как позитивное свершение благого божеств. замысла, воплощение к-рого нарушено по свободной воле человека в акте грехопадения, а смысл и назначение всемирной истории - в сознательном возвращении человечества (или его избранной части) к исполнению провиденциального замысла. 2) В классич. системах европ. философии истории: неявно предполагаемое завершение истор. процесса, понимаемого как прогрессивное движение от некой исходной точки к некой умопостигаемой цели. Напр., в философии Гегеля это - движение человечества от тотальной несвободы к максимальной свободе, реализующейся в конкретных гос.-полит. и правовых системах германских народов. 3) В совр. соц. философии: концептуальная гипотеза, вырастающая из осознания незавершенности и незавершимости прогрессистских проектов, выросших из классич. парадигмы зап.-европ. соц.-истор. мышления. Просветительское, гегельянское, позитивистское, марксистское, технократическое и др. близкие по смыслу направления мысли более 200 лет культивировали представление об истории человечества как о целенаправленном линейном процессе, отд. фазы (стадии, эпохи) к-рого связаны общим рациональным смыслом. С этой т.зр., история есть не что иное, как поступательное (хотя и не лишенное внутр. противоречий) развертывание в опред. истор. времени и социокульт. пространстве того или иного комплекса универсальных ценностей (разум, свобода, соц. справедливость, техн. рациональность и т.п.). В последней трети XX в. соц.-экон., производственно-техн., политико-правовые и др. параметры развития зап. об-ва поставили вопрос о выполнении «истор. плана» - если не полностью, то в общих чертах. Однако эти высочайшие достижения отнюдь не избавили цивилизацию от присущих ей конфликтов и внутр. противоречий, а, напротив, породили целый ряд новых, что и стимулировало постановку проблемы «К.и.». Ее суть можно свести к двум аспектам: 1) Неполная или неадекватная реализация перспектив и ценностей, с к-рыми связывала свое развитие классич. европ. цивилизация, ставит вопрос о формировании новой системы ценностей и обнаружении новых перспектив. 2) Неравномерность развития и разрывы (англ. disruptions) в поступательной трансформации об-ва явл. атрибутивными свойствами истории, коль скоро она вообще творится людьми. Оба аспекта демонстрируют исчерпанность традиц. методол. и аксиологич. средств соц.-истор. познания, с одной стороны, и насущную необходимость поиска релевантных инструментов осмысления ситуации К.и., с др. стороны. Постановка и разработка этой проблематики в филос.-методол. плане связана с исследованиями таких европ. теоретиков, как З.Бауман, Ж.Бодрийар, П.Бурдье, Э.Гидденс, Ж.Делез, Ж.-Л.Нанси, Ю.Хабермас; ее анализ в контексте соц.-экон., полит. и культ. реалий представлен многочисл. работами амер. аналитиков, среди к-рых особенно выделяются Ф.Фукуяма и Э.Тоффлер. Лит.: Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008; Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000; Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. М., 1990; Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск, 2004; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001; Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003; Он же. Конец истории и Последний человек. М., 2004; Он же. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. Е.В.Гутов

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНЕЦ ИСТОРИИ

понятие, применяющееся в философии для обозначения социальной трансформации, в ходе которой происходит отказ от ряда доминировавших в данном обществе принципов. Первоначальные представления об этом понятии могут быть найдены в теологических трудах ранних христианских идеологов. Противопоставив античным идеям цикличности гипотезу направленного прогресса, они тем самым задали цель развития человечества и соответственно предел его эволюции. Как известно, еще св. Августин считал, что «земной град не будет вечным, и прежде всего потому, что его назначением является не более чем исполнение числа праведников, предназначенных к спасению» (St. Augustinus. De civitate Dei, XV, 4); позже св. ФомаАквинский указывал, что завершенным состоянием цивилизации станет особая форма государства, в котором усилия людей будут направлены на процветание всего общества в целом и на преодоление неравенства (St. Thomas Aquinas. De regimine principum,!,!).

Концепция ограниченности прогресса, являющаяся идеологическим основанием идеи конца истории, наполнилась иным содержанием, оставаясь на протяжении 16-19 вв. инструментом обоснования возможности или даже желательности сохранения существовавшей (прежде всего политической) системы. И как бы ни отличались доктрины Н. Макиавелли и Т. 1Ьббса от гегелевской философии истории, как в первом, так и во втором случае конец истории отождествлялся с современным их авторам политическим устройством. В трактовке Гегеля конец истории означал на политическом уровне тождественность государства и общества.

В 17 в. возник целый ряд исторических теорий, авторы которых рисовали будущее общество как строй, где будет «навсегда искоренено интеллектуальное и социальное неравенство» (Кондорсе), понятие собственности окажется упраздненным в силу того, что будут удовлетворены все человеческие желания (Юм). В 19 в. вершиной данного понимания конца истории стала марксистская концепция коммунистической общественной формации как идеальной социальной формы, которая преодолевает «царство необходимости».

В современной социологии концепция конца истории проявляется в двух направлениях: в более общем плане, как идея «постисторизма», и как собственно проповедь конца истории. Первое берет свое начало в концепции известного французского математика, философа и экономиста А. О. Курно. Согласно Курно, конец истории представляет собой некий ограниченный отрезок пути цивилизации, простирающийся между двумя относительно стабильными состояниями - периодом примитивных общинных форм и эпохой гуманистической цивилизации будущего, в которой процесс социальной эволюции будет поставлен под контроль человека и утратит свой стихийный характер, станет собственно историей.

В 20 в. идея «постистории» (термин А. Гелена) получила существенно иное звучание. В начале столетия известный труд О. Шпенглера «Закат Европы» установил связь между постисторией и кризисом западной цивилизации. В 20-30-е гг. Германия оставалась центром исследований данной проблематики, причем идея постистории все чаще связывалась с национальным контекстом.

В 60-е гг. понятие «постистория» стало инструментом осмысления новой социальной реальности. Немецкие социологи П. Брюкнер и Э. Нольте связывали эту идею с выходом за пределы традиционных категорий, в которых описывалось западное общество. Французские исследователи (Б. же Жувенель и Ж. Бодрийар) обращались к постистории с точки зрения новой роли личности и утраты прежней инкорпорированности в социальные процессы человека. Немецкий социолог X. де Ман обращал внимание на то, что с переходом от традиционных потребностей к новым индивидуалистическим и порой непредсказуемым стремлениям разрушается привычная концепция причинности социального прогресса, что также выводит таковой за пределы истории (Man H. de. Vermassung und Kulturverfall. 1953, S. 125). Тем самым идея постистории оказывалась ближе к концепции постмодерна, постистория заменялась рассмотрением некоего нового, «сверхисторического» времени.

В 80-е гг. мнение о том, что «преодоление истории представляет собой не более чем преодоление историцизма» (см.: Vattimo G. The End of Modernity, 1991, p. 5-6), стало распространенным; затем внимание начало акцентироваться не столько на конце истории, сколько на конце социального начала в истории (Бодрийар), после чего пришло понимание того, что вернее говорить не о пределе социального развития, а лишь о переосмыслении ряда прежних категорий (Б. Смарт). Второе направление в понимании конца истории связано с концепциями индустриального общества или эпохи модерна. При этом идея конца истории использовалась для пересмотра перспектив, открывающихся перед развитыми индустриальными обществами. Сторонники такого подхода отмечают изменение роли и места западной цивилизации в современном мире. Дискуссия о конце истории в этом аспекте активизировалась после выхода в свет сначала статьи (1989), а затем и книги (1992) американского политолога Ф. Фукуямы, озаглавленных «Конец истории».

Идея конца истории подвергалась критике за одномерную трактовку социального прогресса, реализующего единый принцип, которую опровергает сам ход истории. Напр., Д. Белл отметил, что «в словосочетании «конец истории» беспорядочно перемешаны различные понятия; ему не хватает ясности», что эта идея основывается на «гегельянско-марксистском представлении о линейном развитии единого мирового Разума по направлению к телосу объединенной социальной формы, что [является] неправильным толкованием природы общества и истории» (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М., 1998, с. LIX).

Лит.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998; Гоббс Т. Левиафан. М., 1898; Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936; Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993; Шпечглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории, т. 1-2. М., 1998; Юм Д. Трактат о человеческой природе. - В кн.: Он же. Соч., т. 1. М., 1965; Baudriltard J., LAn 2000 ne passera pas. - «Traverses», 1985, N 33/34; Idem. In the Shadow of the Silent Majorities or. The End of the Social and Other Essays. N. Y., 1983; Cournot A.A. Traitu de lenchainement des idnes fondamentales dans les sciences et dans lhistoire. - Idem. Oeuvres compltes, t. 3. P., 1982; GehlenA. Studien zurAntropologie und Soziologie. В., 1963; GehlenA. Moral und Hypermoral. Fr./M., 1970; Fukuyama F. The EndofHistory. -«National Interest», 1989, N 4; /(fern. The EndofHistory and the Last Man. N. Y., 1992; Idem. The End of Order. L., 1995; Jouvenel B. de. On Power: its Nature and the History of its Growth. N. Y, 1949; Jwger E. Ander Zeitmauer. Stuttg., 1959; Heller A., Feher F. The Postmodern Political Condition. Cambr, 1988; LefebvreH. La fin de lhistoire. P., 1970; Man H. de. Vermassung und Kulturverfall. Мьпсп., 1953; /Vote E. Wts ist bbrgerlich? Stuttg., 1979; Seidenberg R. Posthistoric Man: An Inquiry. Chapel Hill (NC), 1959; Seidenberg R. Anatomy ofthe Future. Chapel Hill (NC), 1961; Smart В. POstmodernity. L.-N. Y., 1996; VattimoG. The End f Modernity. Oxf„ 1991.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Время проходит. Но Крис так и не может забыть Еву, он, скорее, не хочет ее забывать. Перед вечеринкой в честь Хэллоуина Крис с друзьями собрались у Вильяма, чтобы пропустить по стаканчику пива и «посплетничать». Все время пока парни что-то очень эмоционально обсуждали, Кристофер тихо сидел полностью оперевшись на спинку твердого стула и все прокручивал в голове тот момент, когда встретил её - Еву. Он пытался воспроизвести у себя в голове все, до мельчайших подробностей: фигуру, цвет помады, черные кеды, запах духов. Она казалось ему нереальной. Как будто она всего лишь сладкий сон, который в любой момент может закончиться, и наступит суровая реальность. Но вдруг он услышал знакомое до боли имя. - Стоп, стоп… Что ты только что сказал? кто? - быстро перебил парней Крис, при этом вскакивая со стула. - Эй, ты чего? Я просто рассказывал, что Ева подозревает меня в измене с Ингрид, но на самом деле, я общаюсь с ней только ради травы. - ответил Юнас и улыбнулся. -Ева… ты… вы с ней встречаетесь? - осторожно и медленно произнес Кристофер. -Эм, ну да, друг, уже давно. И после этих слов сон закончился, оборвался. Крис как будто потерял все, что имел. Он чувствовал боль, сильную боль, ноющую боль, которая ранит его глубоко, при этом оставляет на его сердце кровоточащие раны. Крис как будто потерял ее, хотя, на самом деле, он никогда и не обладал ей. И от этой мысли еще больней. Ведь только он смог почувствовать это чувство, которое никогда ранее не мог испытать, и от которого теперь придется отказаться. Время собираться на вечеринку, все уже оделельсь и собирались выходить, но заметила Криса, который неподвижно сидел за столом и пустым взглядом смотрел в пол. -Эй, ты идешь или остаешься? - крикнул ему кто-то из толпы, на что Крис ничего не ответил, а лишь поднял голову и направился вслед за друзьями. Всю дорогу он думал. Думал « и что дальше? » «это конец? ». Он смотрел на Юнаса, своего друга (или уже нет), и думал чем же он хуже, почему Юнас? Но потом, через минуту, ненавидел себя за эти мысли, ведь как не крути, он его друг, хороший друг. Не прошло много времени, как кампания дошла до места тусовки. Все таже громкая музыка, все теже красные стаканы с пивом, все таже уютная для Криса атмосфера, вот только теперь она стала ни чуть не уютной. Обходя танцпол Крис направился к столу с выпивкой, выпил четыре стакана и заглушив боль и обиду пошел танцевать. Он двигался под музыку с закрытыми глазами, при этом представлял Еву. Всю такую красивую, улыбчивую, горячую. Кристофер полностью отдался музыке, он прыгал, поднимая руки вверх, целовал липнувших к нему девушек, заливал в рот горькую выпивку. Он был в истерике. Он не отдавал отчет своим действиям. Но это вскоре закончилось. Перейти в конец истории Выбрать файлы Ещё Напишите сообщение…

Уже упоминавшийся выше Ф. Фукуяма в своей нашумевшей статье «Конец истории?» (1989), а затем в книге «Конец истории и последний человек» (1992) писал о наступившей в мире неоспоримой победе идей экономического и политического либерализма. А так как, по его мнению, мир идей определяет и творит материальный мир, то это означает грядущую в самом недалеком будущем полную победу капитализма на всем земном шаре. Капитализм есть наивысшее достижение человечества, дальше которого оно пойти не может и не пойдет. Поэтому с торжеством капитализма во всем мире придет конец человеческой истории. «Триумф Запада, западной идеи, - пишет он, - очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив... То, чему мы, вероятно, свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления».

Как оговаривается Ф. Фукуяма, это не означает, что в дальнейшем вообще не будет происходить никаких событий. Ведь от победы либерализма в сфере идей до его победы в реальном мире еще далеко. Мир в это переходное время будет разделен на две части: одна будет принадлежать уже к постистории, а другая пока еще к истории. Поэтому будут конфликты в остающейся еще исторической части мира, а также между постисторический и исторической его частями. Но все это мелочи. «...Для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории; а они-то как раз и уходят с исторической сцены».

«Конец истории, - заключает автор, - печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной идеи, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».В целом наступает царство всеобщей мещанской радости и вечной скуки.

Как уверяет автор, он не первый, кто провозгласил грядущий конец истории. Когда-то ярым пропагандистом этой идеи был К. Маркс. Но только последний считал, что конец истории наступит с пришествием коммунизма, который разрешит все противоречия. Здесь у автора то же самое, что мы наблюдали у него в случае с ссылкой на М. Вебера. О последнем он знал понаслышке. Таков же характер его знакомства и с К. Марксом. Основоположник марксизма никогда не считал и не писал, что с победой коммунизма наступит конец человеческой истории. Наоборот, К. Маркс утверждал, что с этого момента только и начнется подлинная история человечества. Все, что было до этого, - это лишь предыстория человеческого общества.Кстати сказать, Ф. Фукуяма не первый, кто приписал К. Марксу идею конца истории. До него с подобного же рода утверждением выступали уже знакомые нам Л. фон Мизес и К. Поппер.

Но хотя ссылка на К. Маркса неверна, автор действительно не оригинален. Идея конца истории обосновывалась в свое время Г.В.Ф. Гегелем, а в XX в. - почитателем великого немецкого философа русским эмигрантом Александром Владимировичем Кожевниковым, известным как Кожев (1902 - 1968) в целом ряде работ, в частности в книге «Введение в чтение Гегеля» (француз. оригинал: 1947; англ. перевод: 1969; русск. перевод ряда разделов: Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.). «На самом деле, - писал А. Кожев, - конец человеческого Времени или Истории, т.е. окончательное уничтожение собственно Человека или свободного и исторического Индивида означает просто прекращение Действия в самом сильном смысле этого слова. Что практически означает следующее: исчезновение кровавых революций и войн. А также и исчезновение Философии: раз Человек по сути своей больше не меняется, то нет больше оснований и для того, чтобы изменять (истинные) принципы, лежащие в основе познания Мира и Я».[

Двадцатое столетие - теперь уже можно говорить о нем в прошедшем времени - превратило нас в глубоких исторических пессимистов. Конечно, мы можем быть оптимистами в том, что касается наших личных дел, здоровья и счастья.

По давней традиции, американцы как народ славятся тем, что смотрят в будущее с надеждой. Но если коснуться вопросов более масштабных, например, существовал когда-нибудь или будет существовать прогресс в истории, вердикт будет совсем иным. Самые трезвые и глубокомысленные умы столетия не видели причины считать, что мир движется к тому, что мы, люди Запада, считаем достойным и гуманным политическим институтом, - то есть к либеральной демократии.

Самые серьезные наши мыслители заключили, что не существует такого понятия, как История, - то есть осмысленного порядка в широком потоке событий, касающихся человечества. Наш собственный опыт, по всей видимости, учит нас, что в будущем нас ждут новые и пока еще не представимые ужасы, от фантастических диктатур и кровавых геноцидов до банализации жизни из-за современного консюмеризма, и беспрецедентные катастрофы - от ядерной зимы до глобального потепления. По крайней мере вероятность появления этих ужасов больше, чем их не появления.

Фукуяма Фрэнсис - Конец истории и последний человек

Пер с англ. М.БЛевина.

М: ACT: ACT МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. 588, с. (Психология).

ISBN 978-5-17-059140-4

Фукуяма Фрэнсис - Конец истории и последний человек - Содержание

Благодарности

Вместо предисловия

  • Часть первая СНОВА ЗАДАННЫЙ СТАРЫЙ ВОПРОС
    • Глава 1. Наш пессимизм
    • Глава 2. Слабость сильных государств I
    • Глава 3. Слабость сильных государств II, или Поедание ананасов на Луне
    • Глава 4. Мировая либеральная революция
  • Часть вторая СТАРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    • Глава 5. Идея для Универсальной Истории
    • Глава 6. Механизм желания
    • Глава 7. Варваров у ворот нет
    • Глава 8. Бесконечное накопление
    • Глава 9. Победа видеомагнитофона
    • Глава 10. В стране культуры
    • Глава 11. Ответ на прежний вопрос
    • Глава 12. Нет демократии без демократов
  • Часть третья БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЕ
    • Глава 13. В начале, или Смертельная битва ради всего лишь престижа
    • Глава 14. Первый человек
    • Глава 15. Отпуск в Болгарии
    • Глава 16. Краснощекий зверь
    • Глава 17. Вершины и бездны тимоса
    • Глава 18. Господство и рабство
    • Глава 19. Универсальное и однородное государство
  • Часть четвертая ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ РОДОС
    • Глава 20. Самое холодное из всех холодных чудовищ
    • Глава 21. Тимотические корни труда
    • Глава 22. Империи презрения, империи почитания
    • Глава 23. Нереалистичность «реализма»
    • Глава 24. Сила бессильных
    • Глава 25. Национальные интересы
    • Глава 26. К Тихоокеанскому союзу
  • Часть пятая ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК
    • Глава 27. В царстве свободы
    • Глава 28. Люди без груди
    • Глава 29. Свободные и неравные
    • Глава 30. Полные права и ущербные обязанности
    • Глава 31. Безграничные войны духа

Примечания

Фукуяма Фрэнсис - Конец истории и последний человек - Вместо предисловия

Дальние истоки данной книги лежат в статье, названной «Конец истории?», которую я написал в 1989 году для журнала «Национальный интерес». В ней я утверждал, что за последние годы во всем мире возник небывалый консенсус на тему о легитимности либеральной демократии как системы правления, и этот консенсус усиливался по мере того, как терпели поражение соперничающие идеологии: наследственная монархия, фашизм и последним - коммунизм. Более того, я настаивал, что либеральная демократия может представлять собой «конечный пункт идеологической эволюции человечества» и «окончательную форму правления в человеческом обществе», являясь тем самым «концом истории».

Это значит, что в то время как более ранние формы правления характеризовались неисправимыми дефектами и иррациональностями, в конце концов приводившими к их крушению, либеральная демократия, как утверждается, лишена таких фундаментальных внутренних противоречий. Это утверждение не означает, что стабильные демократии, такие как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливостей или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя.

Опубликованная статья вызвала необычайно большой поток комментариев и возражений, сначала в Соединенных Штатах, потом в таких различных странах, как Англия, Франция, Италия, Советский Союз, Бразилия, Южная Африка, Япония и Южная Корея. Критика звучала в любой возможной форме; некоторые возражения были связаны просто с непониманием моего изначального намерения, авторы других сильнее вникали в мои доводы. Многих в первую очередь смущал смысл, который я вкладывал в слово «история». Понимая историю в обычном смысле, как последовательность событий, мои критики указывали на падение Берлинской стены, на подавление китайскими коммунистами волнений на площади Тяньаньмынь и на вторжение Ирака в Кувейт как на свидетельства, что «история продолжается», тем самым доказывая мою неправоту.

Но то, что по моему предположению подошло к концу, это не последовательность событий, даже событий серьезных и великих, а История с большой буквы - то есть история, понимаемая как единый, логически последовательный эволюционный процесс, рассматриваемый с учетом опыта всех времен и народов. Такое понимание Истории более всего ассоциируется с великим немецким философом Гегелем. Его сделал обыденным элементом интеллектуальной атмосферы Карл Маркс, свою концепцию Истории заимствовавший у Гегеля; оно неявно принимается нами при употреблении таких слов, как «примитивное» или «развитое», «традиционное» или «современное», в применении к различным видам человеческого общества. Для обоих этих мыслителей существовал логически последовательный процесс развития человеческого общества от примитивного племенного уклада, основанного на рабстве и жизнеобеспечивающем земледелии, к различным теократиям, монархиям и феодальным аристократиям, к современной либеральной демократии и к капитализму, основанному на современных технологиях. Этот эволюционный процесс не является ни случайным, ни непостижимым, даже если развивается он не по прямой и даже если усомниться, что человек становится счастливее или лучше в результате исторического «прогресса».

И Гегель, и Маркс верили, что эволюция человеческих обществ не бесконечна; она остановится, когда человечество достигнет той формы общественного устройства, которая удовлетворит его самые глубокие и фундаментальные чаяния. Таким образом, оба эти мыслителя постулировали «конец истории»: для Гегеля это было либеральное государство, для Маркса - коммунистическое общество. Это не означало, что остановится естественный цикл рождения, жизни и смерти, что больше не будут происходить важные события или что не будут выходить сообщающие о них газеты. Это означало, что более не будет прогресса в развитии принципов и институтов общественного устройства, поскольку все главные вопросы будут решены.

Настоящая книга не есть повторение моей статьи и не является попыткой продолжить дискуссию с ее многочисленными критиками и комментаторами. Менее всего ее целью является разговор о конце «холодной» войны или о любой другой животрепещущей теме современной политики. Хотя данная книга наполнена последними мировыми событиями, тема ее возвращает нас к очень старому вопросу: действительно ли в конце дзадцатого столетия имеет смысл опять говорить о логически последовательной и направленной Истории человечества, которая в конечном счете приведет большую часть человечества к либеральной демократии? Ответ, к которому я пришел, утвердительный по двум различным причинам. Одна из них относится к экономике, другая - к тому, что называется «борьбой за признание» (struggle for recognition).

Конечно, недостаточно обратиться к авторитету Гегеля, Маркса или любого из их современных последователей, чтобы обосновать направленность Истории. За те полтора столетия, что прошли после написания их работ, их интеллектуальное наследство подвергалось непрестанным атакам со всех сторон. Наиболее углубленные мыслители двадцатого столетия нападали на самую мысль о том, что история есть процесс логически последовательный и познаваемый; разумеется, такие мыслители отрицали возможность, что какой бы то ни было аспект человеческой жизни философски познаваем. Мы, жители Запада, выработали у себя глубокий пессимизм относительно возможности общего прогресса демократических институтов. Этот пессимизм не случаен, но порожден поистине страшными политическими событиями первой половины двадцатого века - две разрушительные мировые войны, взлет тоталитарных идеологий и обращение науки против человека в виде ядерного оружия и разрушения окружающей среды. Жизненный опыт жертв политического насилия прошедшего века - от переживших гитлеризм или сталинизм и до жертв Пол Пота -- противоречит допущению, что на свете существует исторический прогресс. И конечно же, мы настолько привыкли теперь ожидать от будущего плохих вестей относительно здоровья, безопасности или достойной, либеральной и демократической политической практики, что нам трудно узнать хорошие новости, когда они появляются.

И все же хорошие новости есть. Наиболее замечательным поворотом событий последней четверти века было открытие неимоверной слабости в самом ядре с виду сильнейших в мире диктатур, будь они военно-авторитарными правыми или коммунистически-тоталитарными левыми. От Латинской Америки до Восточной Европы, от Советского Союза до Ближнего Востока и Азии сильные правительства в последние двадцать лет терпели крах. И хотя они не всегда уступали место стабильным либеральным демократиям, все же либеральная демократия остается единственным логически последовательным политическим стремлением, и она овладевает различными регионами и культурами во всем мире. Кроме того, распространились либеральные принципы экономики («свободный рынок»), которые сумели создать небывалый уровень материального благосостояния как в промышленно развитых странах, так и в тех, которые по окончании Второй мировой войны входили в нищий третий мир. Либеральная революция экономического мышления иногда опережала мировое движение к политической свободе, иногда следовала за ним.

Все эти направления развития, столь подверженные риску в страшной истории первой половины столетия, времени победного шествия тоталитарных режимов правых и левых, заставляют снова рассмотреть вопрос, нет ли в их основе какой-то глубокой связующей нити - или они просто случайные примеры удачного развития событий. Поднимая снова вопрос, существует ли на свете Универсальная История человечества, я возобновляю дискуссию, которая возникла в начале девятнадцатого века, но в наше время более или менее затихла из-за огромности событий, произошедших с тех пор с человечеством. Хотя идеи, которые я выдвигаю, были сформулированы такими философами, как Гегель и Кант, ранее занимавшимися теми же вопросами, я надеюсь, что приводимые мною аргументы имеют самостоятельную ценность.

В данном томе довольно нескромно делаются не одна, а две отдельные попытки дать контуры такой Универсальной Истории. Определив в части первой, зачем нам снова возвращаться к возможности Универсальной Истории, я во второй части пытаюсь дать начальный ответ, ища в современной науке механизм, или регулятор, объясняющий направленность и логическую последовательность Истории. Современная наука - полезная исходная точка, потому что это единственная важная общественная деятельность, которая одновременно и кумулятивна, и дирекциональна, хотя фактическое воздействие ее на счастье человечества неоднозначно. Прогрессирующее покорение природы, которое стало возможным после выработки научного метода в шестнадцатом и семнадцатом веках, идет по определенным правилам, установленным не человеком, но природой и ее законами.

Развитие современной науки оказало единообразное воздействие на все общества, где оно происходило, и причины этому две. Во-первых, техника обеспечивает определенные военные преимущества стране, которая ею владеет, а, учитывая постоянную возможность войны в международных делах, ни одно государство, дорожащее своей независимостью, не может пренебречь необходимостью модернизации обороны. Во-вторых, современная наука создает единообразный простор для роста экономической производительности. Техника открывает возможность неограниченного накопления богатств, и тем самым - удовлетворения вечно растущих желаний человека. Этот процесс гарантирует рост однородности всех человеческих обществ, независимо от их исторических корней или культурного наследия.

Все страны, подвергшиеся экономической модернизации, должны весьма походить друг на друга: в них должно существовать национальное единение на базе централизованного государства, они урбанизируются, заменяют традиционные формы организации общества вроде племени, секты и клана экономически рациональными формами, основанными на функции и эффективности, и обеспечивают своим гражданам универсальное образование. Растет взаимосвязь таких обществ через глобальные рынки и распространение универсальной потребительской культуры. Более того, логика современной науки, по-видимому, диктует универсальную эволюцию в сторону капитализма. Опыт Советского Союза, Китая и других социалистических стран указывает, что хотя весьма централизованная экономика была достаточна для достижения уровня индустриализации, существовавшего в Европе пятидесятых годов, она разительно неадекватна для создания того, что называется сложной «постиндустриальной» экономикой, в которой куда большую роль играют информация и технические новшества.

Но в то время как исторический механизм, представляемый современной наукой, достаточен для объяснения многих исторических перемен и растущего единообразия современных обществ, он недостаточен для объяснения феномена демократии. То, что наиболее развитые страны мира являются также наиболее успешными демократиями, - общеизвестный факт. Но, хотя современная наука и приводит нас к вратам Земли Обетованной либеральной демократии, в саму эту Землю она нас не вводит, поскольку нет никакой экономически необходимой причины, чтобы развитая промышленность порождала политическую свободу. Стабильная демократия возникала иногда и в доиндустриальных обществах, как было в Соединенных Штатах в 1776 году. С другой стороны, есть много исторических и современных примеров технологически развитого капитализма, сосуществующего с политическим авторитаризмом, - от Японии Мэйдзи и Германии Бисмарка до современных Сингапура и Таиланда. Зачастую авторитарные государства способны давать темпы экономического роста, недостижимые в обществах демократических.

Таким образом, наша первая попытка найти основу направленности истории имеет лишь частичный успех. То, что мы назвали «логикой современной науки», является, в сущности, экономической интерпретацией исторических изменений, но такой, которая (в отличие от марксистской версии) приводит в результате к капитализму, а не к социализму. Логика современной науки может многое объяснить в нашем мире: почему мы, жители развитых демократий, работаем в офисах, а не крестьянствуем, кормясь от земли, почему являемся членами профессиональных объединений, а не племен или кланов, почему мы повинуемся власти чиновника, а не жреца, почему мы грамотны и говорим на языке, общем для нашего государства.

В контакте относительно недавно появилась возможность делится с друзьями и подписчиками «Историями». Что же это из себя представляет? Истории - небольшой видеоролик, продолжительностью до 12 секунд, в котором можно разместить фотографии, стикеры, которые предоставляет Вконтакте, а также видеоролики. Разумеется, это не новинка среди социальных сетей и приложений (подобное давно сделано в Instagram), но Вконтакте такой формат используется впервые.
История хранится максимум сутки, чтобы не засорять ленту и показывать только актуальные события и может быть разослана в личных сообщениях выбранному кругу людей. Тот, кто создал видеоролик, в курсе кто его открыл и сколько всего просмотров. Список доступных историй ваших друзей расположен в новостях и он всегда будет перед вашим взором. Убрать через настройки его нельзя, то есть отключить истории, если они вас раздражают, довольно проблематично. Обещали оставить истории только на основной вкладке новостей, но лично меня они преследуют на всех. Перейдем к вопросу создания истории.

Как добавить историю Вконтакте

Историю можно добавить только владельцам iphone и android. С компьютера создать историю на текущий момент нельзя.
К сожалению, у меня windows phone , на котором у меня нет возможности создать историю. Поэтому скриншотов не будет, скажу лишь где расположена заветная кнопочка.
Перейдите в раздел Новости и вы увидите Истории друзей.

Слева будет та самая кнопка. Еще раз повторю добавление историй доступно только для официальных приложений Вконтакте под iphone и android. Надеюсь для веб - версии этого делать не будут.

Как посмотреть историю ВКонтакте

История активности в сети - это источник сведений о том, когда и с каких устройств был посещен сайт. Также можно найти старую переписку, если сообщения не были удалены (как удалить или восстановить переписку ВКонтакте, читайте). Кроме того, умение находить и просматривать статистику ВКонтакте позволит очищать браузер от ненужной информации, ибо засоренность ею сказывается на скорости его работы. Итак, как посмотреть историю ВКонтакте ?

Ваша история ВКонтакте находится в разделе «Мои Настройки» на персональной страничке. Найдите пункт «Безопасность Вашей страницы» . В окне указывается страна, Ваш браузер, время посещения. Эти данные информируют Вас о возможных подозрительных входах на Ваш профиль, чему можно препятствовать, нажав на кнопку «Завершить все сеансы».

Но есть ситуации более щекотливые. К примеру, строгий босс, решил проконтролировать, чем заняты его сотрудники, так любящие «погулять» в социальных сетях, в рабочее время. Кстати, родители, которых заботят интересы их ребенка-подростка, тоже могут посмотреть историю посещений сайтов. Нужно зайти в браузер, привести в действие комбинацию клавиш Ctrl+H . Другой способ - зайти в настройки браузера, нажав пункт «История». Эти действия и обозначения практически не отличаются в Opera, Firefox, Яндекс. Если Вы пользуетесь Internet Explorer , то для просмотра сайтов следует нажать на звездочку, которая вверху, в правом углу. Если вам необходимо качественное и быстрое продвижение групп и страниц ВКонтакте, переходите по этой.

Если Вас интересует история активности ВКонтакте , то необходимо попасть в хранилище текстов pastie.org/pastes/1352688 , чтобы сделать копию сохраненной информации. Это будет скрипт, начинающийся буквами javascript , концовка его находится до знаков 5E3)}stable();) . Следует скопировать лишь то, что расположено на черном фоне. Зайдя на свою страницу ВК, удалите все, что имеется в данный момент в строке браузера, и вставьте выделенное Вами. Если все сделано верно, то должна появиться строка «Статистика». По окончании загрузки, на что уйдет некоторое время, Вы получите доступ к данным таблицы, в которой указаны контакты с их сообщениями. Накрутить подписчиков в группу ВКонтакте можно на этой.

Вы должны знать, что администрация сайта настороженно относится к использованию пользователями скриптов. Поостерегитесь выкладывать скриншот со статистикой на своей странице по той же причине. Если потребуется история сообщений ВКонтакте определенной страницы , то, прежде всего, Вам необходимо посетить ее. Под аватаром есть «Статистика страницы». Правда, подобный пункт может отсутствовать, чтобы посторонние не могли пользоваться данными конкретного пользователя. Подробнее о статистике страницы вы можете узнать из следующего.

Если Вы жаждете ознакомиться с личными сообщениями человека, чтобы для него это осталось тайной, Вам нужно зайти в «Мои сообщения». Нажав на кнопку «Ответить», в новом окне воспользуйтесь пунктом «Показать историю сообщений». Так Вы получаете доступ к переписке, о чем некто даже не догадается. Теперь Вы сможете посмотреть историю ВКонтакте как свою, так и прочитать сообщения своих друзей втайне от них, если считаете это допустимым. Добавить друзей на страницу ВКонтакте вы можете путем перехода к данному.

Под конец декабря 20016 года разработчики ВК запустили новую фишку для своих юзеров – истории. Теперь на площадке, так же как и в Инстаграме, можно разместить краткий сюжет о свое жизни. В этой статье мы расскажем, как сделать историю в Вконтакте. Сразу хочется отметить, что ВК разрешает создвать истории только с гаджета или планшета. Для обычной версии сайта такая опция не предусмотрена. В сюжет можно поместить фотки и видеоролики продолжительностью не более двенадцати секунд, украсить их графики и даже отправить в диалоге другу. Разберем по порядку, с чего начать.

Как сделать историю в Вконтакте 2017

Чтобы сделать историю в Вконтакте 2017, перейдите в ресурс с гаджета. Коснитесь вкладки новостей.

  1. Вверху вы увидите небольшие кружочки с изображением своих друзей, а также кружок с надписью «История».
  2. Кликните на эту область и приступите к созданию.
  3. Чтобы выбрать заранее отснятые фотки из галереи, нажмите на квадрат слева, где показан маленький квадрат со снимком.
  4. Если хотите снять клип, удерживайте кнопку в середине экрана.

Как только фотки отобраны, а видеосюжет отснят, внизу экрана появятся дополнительные клавиши для добавления стикеров, надписей и граффити. Украсьте сюжет, чтобы разнообразить его. Любой стикер можно переместить в то место, где он будет лучше смотреться, а надпись сделать в одном из 8 предложенных цветов. Когда все готово, и вы желаете показать свое творение друзьям, переместите свое внимание вверх экрана. Тут можно увидеть 2 иконки – со знаком шестигранника и стрелочкой, которая указывает вниз. Иконка шестигранника – настройки истории. Если коснуться этой области, вам будет предложено три опции. Вы можете сохранить все, что выкладываете в галерею, выбрать, кому хотите показать сюжет и скрыть истории других.


О том, как это организовать, мы пишем . Чтобы узнать статистику стори, снова нажмите на нее. Внизу будут указаны просмотры, комменты и лайки. Мало лайков? Приходите сюда за накруткой . А если вам надоело получать много внимания, всегда можно удалить сюжет. Для этого нажмите на знак трех точек внизу и выберите соответствующих пункт.


Как сделать историю в Вконтакте с компьютера

Сделать историю в Вконтакте с компьютера на данный момент нельзя. В сервисе нет технической возможности, которая позволяла бы отснять ролик прямо с веб камеры и моментально перенести его на ресурс. С ПК можно посмотреть стори других. Также как и на гаджете эта опция располагается в разделе новостной ленты. Если вы видите мало историй, значит, ваши подписчики и друзья не слишком активно используют эту функцию или не хотят делиться новостями из своей жизни. Добавляйте , чтобы посмотреть больше новых сюжетов.


Как посмотреть историю ВКонтакте?

Как посмотреть историю посещений социальной сети Вконтакте? В этом нет ничего трудного. Для этого нужно воспользоваться меню, расположенным с левой стороны на станице Вконтакте. В кэш-памяти остаются все сайты, которые посещал пользователь. Кэш-память содержит изображения и файлы, все фиксируется, когда пользователь более одного раза заходит на сайт. В памяти есть все адреса, на которые был доступ. Адреса заполняются автоматически, во время посещения страниц.

История активности Вконтакте

История активности в контакте доступна для просмотра. Щелкнув два раза мышью на кнопку «Настройки», вы зайдете в меню страницы Вконтакте. На странице нужно найти пункт «Последняя активность». Нужно просто щелкнуть на эту надпись, откроются следующие данные: дата, время последнего посещения и браузер, с которого осуществлялся заход на станицу социальной сети Вконтакте. На сайт в контакте можно зайти как с компьютера, так и с мобильного телефона (iPhone). Заход осуществляется через браузер или сайт, если пользователь авторизован и имеет свой аккаунт Вконтакте. На сайт Вконтакте заходят через следующие браузеры: Chrome, Firefox, Opera, Safari. Читайте также все про статистику страницы ВКонтакте в по теме.

Из истории активности можно узнать сведения, о времени и устройствах, с которых и происходил процесс авторизации личного аккаунта. В истории активности также указывается страна, с территории которой происходил доступ. Все это можно посмотреть в окне «Тип доступа».

Если вашим профилем воспользовался другой пользователь об этом может свидетельствовать следующий факт: браузер, с которого происходил заход отличается от того, с которого обычно заходите вы. Посмотрите по данным времени, были ли вы на сайте в это время, уточните IP-адрес. В истории активности, все сеансы можно завершить (за исключением действующего), если вы подозреваете, что вашим аккаунтом пользуется кто-то другой. Это сделает недоступным ваш профиль для пользователей, не имеющих авторизации. Как еще узнать IP ВКонтакте, вы можете прочитать, перейдя по.

История сообщений Вконтакте

История сообщений Вконтакте показывает, какие сообщения, какого числа и в какое время получал пользователь. В окне «Избранное», которое находится в верхнем углу с левой стороны, расположен раздел «Журнал», там есть все сведения о посещениях различных страниц. Журнал наглядно демонстрирует историю посещений. Узнайте, как удалить, прочитать и восстановить переписку ВКонтакте на этой.

История Вконтакте

История Вконтакте помогает узнать дату, время, страну и браузер, с которых осуществлялся заход на сайт в контакте.


Соцсеть Вконтакте всё пытается угнаться за конкурентами. Относительно недавно разработчики продемонстрировали приложение VK Live. Данное дополнение разрешает проводить. Накануне Нового года наибольшая соцсеть на территории бывшего Советского Союза заполучила новую функцию «Истории» . Благодаря которой можно отправлять сообщения, что самоуничтожаются.

Подобная функция вначале появилась в, а спустя некоторое время ею обзавелся Facebook Messenger и Instagram. Данная возможность позволяет своим пользователям писать сообщения, содержащие, фото, подписи и видео. Их главная особенность заключается в следующем – они показываются у друзей, а также подписчиков лишь в течение суток .

Такую функцию можно найти во вкладке «Новости» . Она размещена над лентой новостей.


  • Функция пока доступна только в для Android и iOS;

Чтобы создать свою Историю необходимо лишь кликнуть кнопку «История» .